Наш автомобильный рынок ждут очень большие перемены. С одной стороны, спрос катастрофически упал, и по логике вещей цены на авто тоже должны падать, с другой, - органами власти готовятся меры по поддержке отечественного товаропроизводителя, которые могут привести к подорожанию импортных авто.
Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) очень обеспокоена планами народных депутатов насчет повышения ввозной пошлины. Напомним, Верховна Рада в первом чтении уже приняла законопроекты, позволяющие Кабинету министров временно, максимум на шесть месяцев, повышать ввозную пошлину на автомобили. Все представители ВААИД единогласно утверждают, что принятие таких законов - шаг в сторону уничтожения автоимпорта как такового.
Станислав Щербина, президент ВААИД, говорит, что лоббирование таких законопроектов со стороны отечественных автопроизводителей, якобы направленное на спасение отечественного производства и 12 тысяч рабочих мест, не имеет ничего общего с реальностью. Господин Щербина считает, что данный законопроект не поможет модернизировать отечественное производство за шесть месяцев, так как это не было сделано за все годы независимости, когда отечественный автопром находился в тепличных условиях. «Повышение пошлин приведет к значительному подорожанию автомобилей, импортируемых в Украину. Также было бы наивным надеется, что отечественные автопроизводители не будут поднимать цену на собственную продукцию», - сказал он.
Олег Назаренко, генеральный директор ВААИД, говорит, что повышение цен на импортируемые автомобили приведет к почти полной остановке рынка, ведь уже сейчас из-за кризиса продажи упали более чем на 50%, и это в то время, когда некоторые дилеры предлагают очень существенные скидки. Господин Назаренко также высказал свое недовольство действиями властей. «Я не понимаю, почему одним из главных аргументов в пользу данного законопроекта озвучивается спасение рабочих мест. Ведь если сравнивать, то в дилерской сети задействовано намного больше рабочих, эта цифра составляет порядка 45 тысяч работников против 12 тысяч отечественного автопроизводства», - сказал он. По его мнению, повышение пошлин приведет к массовым увольнениям в дилерской сети, чтобы сократить убытки компаний, если продажи почти полностью остановятся.
Максим Рабинович, директор по стратегическому и корпоративному развитию концерна «НИКО» (Mitsubishi), считает, что не все так плохо. «У нас есть один козырь - это качество и комфорт. Ведь человек, который поездил на немецком, японском, американском или французском автомобиле, - уже никогда не пересядет на отечественный. Автомобили будут продаваться. Другой вопрос, - в каком количестве», - говорит он. По его мнению, в нынешней ситуации дилеры больше внимания будут уделять сервисному обслуживанию уже проданных автомобилей.
Корпорация УкрАвто - лидер украинского рынка автомобилей, довольна действиями властей. В пресс-релизе, который распространила корпорация, говорится о преимуществах законопроекта. По мнению представителей компании, новый закон позволит украинским автопредприятиям не оплачивать пошлину при ввозе оборудования, необходимого для создания производственных мощностей, и освободит от уплаты налога той части прибыли, которая реинвестируется в развитие собственного производства.
Никаких других льгот, в том числе по налогу на добавленную стоимость, акцизному сбору и по другим налогам, законом не предусмотрено. Проект закона, проголосованный парламентом в первом чтении, лишь предусматривает возможность введения временных надбавок к таможенным тарифам Кабинетом министров, но не вводит их.
По версии представителей УкрАвто, эти инициативы достаточно сдержанны и не выходят за рамки международных соглашений и правил, подписанных Украиной. По мнению Олега Папашева, вице-президента Корпорации УкрАвто, это лишь видимость государственной заботы. «Промышленность не получит не только дотаций или льготных кредитов, которые выделили своим производителям Россия, ЕС и США, но и элементарной защиты от кризиса (пролонгации кредитов, гарантирования стабильных процентных ставок и пр.)», - говорит он.
Пока неизвестно, сможет ли законопроект, вызвавший столь жаркие споры, пройти второе чтение в Верховной Раде, и подпишет ли его Президент. Но то, что цены на автомобили, как и правила игры на рынке, в следующем году не останутся прежними - уже понятно всем.