Олег Петрищев
Субъективные заметки о ФАУ
Все ближе и ближе новый 2009 год а вместе с ним и очередной автоспортивный сезон. Можно было бы только радоваться, предвкушая новые баталии на гоночных трассах, но:
Покорный Президиум ФАУ снова молчаливо согласился с желанием Президента федерации в очередной раз перенести проведение отчетно-выборной конференции, теперь уже на конец декабря. При этом, в официальном сообщении на сайте ФАУ решили вообще не указывать причину переноса. Наверное, уж слишком явной была нестыковка реальной жизни и объявленной причины переноса предыдущего.
В принципе, ничего страшного в самом переносе может быть и нет, все в жизни бывает. Плохо другое. В ожидании решений Конференции фактически и не начиналась подготовка к следующему сезону. Нет ни регламентов, ни предварительного календаря, ни размеров платежей в ФАУ и многого другого. Кроме того, проведение конференции 26 декабря заставит делегатов конференции потерять рабочий день и добавит хлопот тем, кто будет уезжать из Киева общественным транспортом перед праздником. Впрочем, нет никакой гарантии что Президиум в очередной раз не примет "мудрое" решение о переносе конференции на февраль-ноябрь 2009 года. Годом раньше, годом позже - ему, похоже, все равно. Можно много и красиво говорить о своем вкладе в развитие автоспорта, но дела говорят намного больше. Складывается впечатление, что подавляющему большинству членов нынешнего Президиума ФАУ и президенту, по сути, безразлично положение дел в украинском автоспорте и в Автомобильной Федерации Украины:.
Однако, хватит о грустном. Попробуем перейти к конструктиву.
Для начала определимся в том, что же мы хотим от федерации. Может быть и так все хорошо и мы зря "нагнетаем обстановку". Оставим пока в покое все другие задекларированные направления работы ФАУ и будем говорить только об автомобильном спорте. Автомобильная Федерация Украины - общественная организация, которая добровольно взяла на себя обязательства координировать и развивать автомобильный спорт на территории Украины. В чем заключается работа по координации и развитию - вопрос довольно обширный. Однако, как минимум три момента, кроме собственно автомобильных соревнований, в этом процессе должны присутствовать. Разработка и публикация регламентирующих документов, контроль за соблюдением этих регламентирующих документов и пропаганда автомобильного спорта. Если с уровнем подготовки регламентирующих документов еще можно как-то мирится, то вопросы контроля и соблюдения "правил игры" уже ниже всякой критики. Игнорирование регламентирующих документов процветает в ФАУ на всех уровнях, начиная с руководства. О пропаганде автоспорта говорить вообще не приходится. Федерация этим вопросом не занимается уже давно. Если такая неконтролируемая и непрогнозируемая ситуация в автоспорте продлится еще совсем немного времени, то, вместо ожидаемого притока в ФАУ новых людей и финансов, из гонок проводимых под ее эгидой уйдут и те кто там еще сохранился. И что же делать? В первую очередь навести элементарный порядок и ввести в ФАУ те изменения, которые позволят работать в федерации на цивилизованных условиях (в соответствии с регламентирующими документами ФАУ).
У каждого из нас может быть свое понимание причин кризиса в федерации, но очень сложно возражать против того, что одной из основных причин является неэффективная работа руководящих органов ФАУ (Президиум ФАУ, Президент ФАУ). К сожалению, нынешний Устав федерации не способствует налаживанию эффективной работы руководства. Согласно требований действующего Устава организация работы федерации во многом ставится в зависимость от "доброй" или "недоброй" воли одного человека - президента федерации. Президент формирует состав Президиума и подает его на утверждение Конференции, он же председательствует на заседаниях Президиума и Конференции и, фактически, без его подписи решения руководящих органов федерации в действие не вступают.
Учитывая острую необходимость в значительном повышении эффективности работы ФАУ, предлагается внести изменения в Устав федерации , которые предусматривают усиление роли Президиума ФАУ как коллективного руководящего органа федерации в период между Конференциями. Суть этих изменений состоит в следующем:
- состав Президиума формируется и утверждается непосредственно на Конференции;
- Президиум коллективно решает все основные вопросы деятельности федерации в период между Конференциями (утверждает Программы деятельности ФАУ на отчетный период, избирает из числа членов федерации Президента, вице-президентов, руководителей комиссий, административного директора, руководителей других подразделений ФАУ, формирует финансовую политику федерации, утверждает бюджет и контролирует его выполнение, утверждает штатное расписание дирекции и других структур ФАУ);
- Президент федерации избирается Президиумом ФАУ и представляет интересы федерации во взаимоотношениях с государственными структурами, международной автомобильной федерацией, другими организациями. Его деятельность регулируется отдельным Положением которое утверждается Президиумом.
Соответствующие изменения в Устав уже подготовлены и направлены в Президиум ФАУ, в дирекцию и большинству руководителям местных отделений ФАУ.
Принимая во внимание особую важность эффективной работы Президиума, в его состав прежде всего нужно включать тех членов ФАУ, которые по настоящему хотят работать на пользу автомобильного спорта и туризма, имеют опыт организационной работы в структурах автомобильной федерации и конкретно заинтересованы в нормализации работы федерации. Если учесть то, что принимаемые таким Президиумом решения в первую очередь будут сказываться на деятельности самих членов Президиума, то есть надежда что Президиум сможет избежать многих ошибок в организации работы ФАУ.
Что же касается Президента федерации , то на эту должность желательно пригласить известного и уважаемого в стране человека, способного достойно представлять интересы ФАУ. Не стоит особо надеяться на то, что он принесет в федерацию деньги или, засучив рукава, начнет наводить порядок и заставлять работать все структуры ФАУ. Не его это дело.
Кроме изменений функциональных обязанностей Президиума и Президента необходимо также подкорректировать Положения о Комиссии Автомобильного спорта и о комитетах ФАУ . КАС ФАУ, как главная структура в автомобильном спорте, должна намного больше уделять внимания методической работе по обеспечению автомобильного спорта и должна превратиться из разрешающей в контролирующую структуру. При этом следует прекратить формирование КАС ФАУ по принципу "занимаемых должностей", когда в состав КАС ФАУ входят люди в зависимости от того, занимают они определенную должность или нет. Такая система приводит к тому, что члены КАС ФАУ очень часто отстаивают лишь свои узко направленные интересы в автомобильном спорте. КАС ФАУ должна формироваться из специалистов в области организации автоспорта, способных проанализировать и спрогнозировать последствия принимаемых решений хотя бы на ближайшую перспективу. То же можно сказать и о профильных комитетах ФАУ (техническом, безопасности, официальных лиц). Основным в оценке их работы должно стать наличие методических документов по соответствующему направлению и наличие специалистов которые соответствуют уровню предъявляемых требований. Что же касается комитетов по различным дисциплинам автоспорта, то их нужно превратить из совещательных органов в реально работающие структуры. Ведь сейчас практически любое решение комитета должно быть утверждено КАС ФАУ, а жизнь настоятельно требует чтобы комитет по дисциплине автоспорта разрабатывал, утверждал документы по своему виду спорта и начинал по ним работать, не дожидаясь того времени когда КАС ФАУ соберется и утвердит нужный документ. Однако, у КАС ФАУ должно оставаться право отменить решение комитета в том случае когда оно противоречит общефедерационным требованиям по автоспорту (НСК, Общие требования к соревнованиям и другие). Такое изменение значительно повысит роль и эффективность работы дисциплинарных комитетов, которые непосредственно занимаются организацией спортивного процесса. Кроме того, для обеспечения надлежащей работы комитетов по дисциплинам необходимо изменить систему финансирования в ФАУ. Взносы, которые вносят организаторы соревнований должны направляться на обеспечение работы соответствующих комитетов. В распоряжении дирекции может оставаться лишь небольшая часть (не более 20%) этих взносов для компенсации расходов на бухгалтерское обеспечение деятельности дисциплинарных комитетов. При этом, комитеты по дисциплинам должны сами устанавливать размеры взносов для организаторов соревнований в своей дисциплине. При такой системе будет обеспечен дифференцированный подход для разных дисциплин автоспорта, о чем неоднократно говорили организаторы соревнований, а комитеты должны будут соизмерять "свои аппетиты" с уровнем развития "своей" дисциплины.
К большому сожалению, кроме организационных моментов, есть еще один "тормоз" в развитии федерации - "кадры". Приходится констатировать, что людей, понимающих причины кризиса в ФАУ, до обидного мало . Еще меньше тех кто реально желает что то изменить. Показательным в этом плане можно считать высказывание одного из действующих членов Президиума (излагаеться суть): "Разгребать д:мо и наводить порядок в ФАУ дело конечно благородное, но я этим заниматься не хочу и не буду." Причины такой ситуации с кадрами в автоспорте - тема для отдельного разговора. Тем не менее, основным фактором при определены кандидатов на будущие посты должно быть их желание работать на благо автоспорта. Не стоить уповать на тех, кого приходиться уговаривать или "заставлять" работать. Пользы от такого "специалиста" почти никакой. Большой вопрос возникает и при попытках организовать работу за счет штатных работников. Можно "напороться" на человека, который за умными словами скрывает свою бездарность и лень. Попробуй его потом уволь. ФАУ на компенсациях уволенным сотрудникам и так уже потеряла кучу денег. Однако, я не поддерживаю и энтузиазм в чистом виде, он рано или поздно заканчивается. Оплачивать работу нужно, но по договору и по факту. За работу, выполненную качественно и в срок. Такой подход даст возможность максимально эффективно использовать средства федерации и сократить число штатных сотрудников ФАУ до минимума. И еще один нюанс при подборе больших и маленьких начальников. Кандидатуру потенциального руководителя нельзя даже рассматривать без его Программы и особенно без конкретного Плана работы в котором должен быть виден механизм реализации задекларированных намерений (кто, когда и на каких условиях будет выполнять обещанное). Популистские Программы в которых присутствуют только общеизвестные истины, раздаются обещания и нет даже намека на пути реализации обещанного приносят больше вреда чем пользы. У народа уже аллергия на "обещалкиных".
И еще об одном. Об ответственности за принятие решений . Расхожее понятие о том, что коллективная ответственность лучшая форма безответственности, как нельзя лучше характеризует стиль работы ФАУ. Президиум (Комиссия) (Комитет) решил : И никаких фамилий. Пришло время когда авторы принимаемых решений должны выйти "на публику". Необходимо сделать обязательной публикацию полных протоколов заседаний всех структур федерации с указанием поименного голосования по всем вопросам которые на голосование ставились. Это однозначно повысит ответственность при принятии решений.
Вполне вероятно что у других членов Автомобильной Федерации могут быть другие предложения по улучшению ситуации и они будут высказаны до Конференции или во время Конференции. Но, возникает вопрос. Кто все эти предложения будет реализовывать? Поэтому, у меня предложение к тем, кто знает что нужно делать для улучшения ситуации в украинском автомобильном спорте:
- Напишите заявление и станьте членом Автомобильной Федерации Украины; (ФАУ общественная организация и никому ничего не должна, кроме тех людей которые являются членами этой организации.)
- Зарекомендуйте себя активным общественным деятелем в области автомобильного спорта и добейтесь того, что бы Вас избрали делегатом на Конференцию;
- Предложите делегатам Конференции свою Программу развития и убедите их в том, что Вы достойны быть в руководящих органах ФАУ;
- Став одним из руководителей федерации, реализуйте ваши предложения на практике. Сделать это будет намного проще, чем в той ситуации когда вы в руководящие органы не входите.
Прошу не воспринимать мои предложения в виде шутки. Это самый правильный путь для тех, кто реально хочет что-то сделать для украинского автоспорта. Лично я, для реализации моих предложений, постараюсь взять власти как можно больше. Буду рад, если рядом со мной за власть будут бороться мои партнеры и конкуренты. Возможно их предложения помогут сделать для развития автоспорта больше и с меньшими затратами.
Для тех же, которые посчитают предложенный путь слишком обременительным, есть путь полегче. Изложите свои предложения на бумаге и убедите делегатов Конференции, список которых опубликован на сайте ФАУ, в том что ваши предложения должны быть реализованы. Если вы этого не сделаете, то будут реализованы другие предложения. И нет ни какой гарантии, что они вам понравятся.
С уважением,
Олег Петрищев.