ОТЕЧЕСТВЕННОМУ АВТОСПОРТУ ЕЩЕ ДАЛЕКО ДО ЕВРОПЕЙСКОГО - УКРАИНСКИЕ СПОРТСМЕНЫ УМУДРЯЮТСЯ ОТГОНЯТЬ СЕЗОН ЗА $2-3 ТЫС.

Отношение к автомобилю не просто как к средству передвижения, но и как к стилю жизни и хобби объединяет людей во всем мире. Тихим семейным вечерам у телевизора или походам в кино они предпочитают гонки по пересеченной местности, которые кроме адреналина и безумного драйва чреваты неприятными последствиями как для них самих, так и для их соседей по дороге. Более того, интерес к автоспорту у украинских автомобилистов с каждым годом медленно, но уверенно растет, несмотря на то что такое увлечение «влетает в копеечку». Как рассказал изданию «СЕЙЧАС» Геннадий Вильгоцкий, сотрудник Киевского городского автомотоклуба, « различные соревнования проводятся как на профессиональном уровне (проходящие под эгидой Автомобильной Федерации Украины), так и нелегальные, которые устраиваются отчаянными водителями с целью «погонять» по дорогам общественного пользования на собственных авто». Сегодня к последним можно отнести «стритрейсинг», проходящий на улицах города на не подготовленной для этого местности и являющийся потому, мягко говоря, не совсем законным.

Такой интерес украинцев к автоспорту заставляет задумываться организаторов соревнований о целесообразности строительства и обустройства специальных центров, где будут созданы все условия для проведения большинства видов гонок. Так, о намерении построить подобный центр заявила недавно общественная организация «Стритрейсинг». Для этих целей Киевсовет уже выделил 30,55 га земли в Деснянском районе. Проект предполагает строительство центра, в котором будет находится автодром, акустический барьер, место для установления тюнинга и пр. Планируется, что пропускная способность этого центра будет составлять до 2,5 тыс. человек.

Если подобный объект будет построен, у него есть вес шансы стать ареной для проведения профессиональных соревнований высокого уровня.

Напомним, что на сегодняшний день в Украине существует только один спортивный крупный комплекс, условия которого позволяют проводить автомобильные соревнования - спорткомплекс «Чайка». Однако этот объект не может похвастать ни каким-либо сервисом для зрителей, ни современным оснащением, отвечающим мировым стандартам безопасности, в том числе и по причине его износа. «Спортсмены, которые принимают участие в мотосоревнованиях, проводимых на «Чайке», каждый раз рискуют получить при падении серьезные травмы из-за отсутствия зон «вылета», - сетует Геннадий Вильгоцкий. Центр, который будет построен в соответствии с современными техническими характеристиками, не только пойдет на пользу отечественному автоспорту в целом, но и будет привлекать в него новичков и любителей.

Александр Роденко, сотрудник «4х4 Экстрим Моторспорт», полагает, что сегодня проблема с наличием объектов для проведения соревнований не стоит остро: «На территории Украины имеются оборудованные картодромы, однако трасса для проведения кольцевых авто- и мотосоревнований есть только на «Чайке», - прокомментировал он изданию «СЕЙЧАС». Отсутствие специализированных комплексов стало причиной того, что местом проведения соревнований и гонок нередко становятся «рулежки» аэродромов Киева, Донецка, Белой Церкви и др., которые не функционируют.

Наиболее популярными видами автоспорта в Украине на сегодняшний день являются ралли, кольцевые гонки, ралли-рейды, кроссы, драг-рейсинг, картинг и др. Г-н Роденко отмечает, что многие из видов автоспорта, популярных в Европе и мире, у нас пока еще не проводятся по причине недостаточной востребованности автоспорта как такового. В их числе и несколько видов соревнований off-road («внедорожники»). С этим мнением согласен и Геннадий Вильгоцкий. Он говорит, что «в Украине есть люди, которые готовы выкладывать немалые деньги и заниматься полюбившимся видом автоспорта, есть даже проекты строительства современных спортивных комплексов, однако нет желающих инвестировать в это средства».

Для того чтобы сегодня принять участие в каких-либо соревнованиях, необходимо пройти несколько подготовительных этапов. Во первых, необходимо получить определенные навыки вождения - пройти курс в школе гонщиков, медицинскую комиссию в спортивном диспансере, зарегистрировать свое членство в Автомобильной Федерации Украины, получить лицензию гонщика и построить себе автомобиль. Причем последнее является одним из наиболее затратных пунктов, поскольку для профессиональных гонок требуется специальный спортивный автомобиль (с наличием специального каркаса безопасности, системы пожаротушения и пр.), и нередко гонщики экономят и покупают автомобили, уже бывшие в употреблении. Например, гоночный Mitsubishi может обойтись в сумму порядка $80 тыс. Нередко на дорогах встречается настоящий антиквариат. Как рассказал г-н Вильгоцкий, «сегодня можно встретить даже авто марки «ВАЗ 21 08», построенные еще во времена ДОСААФ».

Значительно скажется на бюджете и стоимость участия в самих гонках. Стоимость участия в одном сезоне в соревнованиях, проводимых за рубежом, может составить около $250 тыс.

Влияет на величину потраченной суммы и содержание механиков, и покупка комплектов специальных шин, спортивного бензина (от $2 до 5 за л), и вступительные взносы.

Некоторые украинские гонщики умудряются «откатать» все этапы чемпионата Украины, израсходовав при этом $2-3 тыс. И чаще всего из собственного кармана.

ГЛАВНОЕ

Проблемы с наличием профессиональных автодромов не омрачают оптимизма украинских автоспортсменов, готовых выкладывать серьезные суммы за участие в соревнованиях. Тем более что в скором будущем эта проблема может решиться - в столице построят специализированный центр автоспорта. На сегодняшний день у гонщиков выбор того, где бы «погонять», не особо широк: либо устаревший трек спорткомплекса «Чайка», либо нефункционирующие аэродромы. Притом что любителям картинга повезло больше остальных - они не испытывают недостатка в местах для проведения соревнований.

Елена КОВТУН

Взято с president.gov.ua